Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение государственного реестра указанных организаций



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены функции государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведению реестра указанных организаций.

  Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

Начиная с декабря 2008 года в Ростехнадзор поступили заявления от 539 некоммерческих партнерств о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций, из которых 471 получила статус саморегулируемых организаций.

К концу 2012 года в государственном реестре саморегулируемых организаций зарегистрирована 471 саморегулируемая организация. Из них: основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания — 37, осуществляющих подготовку проектной документации — 179, осуществляющих строительство — 255.

За 2012 год Ростехнадзором проведено 79 проверок соблюдения саморегулируемыми организациями требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных законодательством Российской Федерации, которые включают в себя 10 плановых проверок и 69 внеплановых проверок, 7 из них — выездные и 13 — документарные.

Внеплановые проверки проведены по следующим основаниям:

— в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок — 9;

— на основании поручения Правительства Российской Федерации — 60.

В результате проведения проверок СРО выявлено 227 нарушений обязательных требований законодательства в области саморегулирования.

Основные нарушения требований законодательства в области саморегулирования при проведении проверок:

— ненадлежащее ведение сайта СРО в сети Интернет (отсутствие информации о членах СРО, отсутствие информации о составе органов управления, а также о наличии и составе специализированных органов СРО, отсутствие информации о принятых решениях органами управления СРО, отсутствие информации о состоянии и способах размещения компенсационного фонда, отсутствие информации о любых исках и заявлениях, поданных СРО в суды, а также информации о результатах проведенных СРО проверок деятельности своих членов);

— выборы руководящих органов саморегулируемой организации проводились с нарушениями требований законодательства и Устава самой саморегулируемой организации (состав постоянно действующего коллегиального органа управления СРО избран общим собранием учредителей, а не общим собранием членов СРО, избрание постоянно действующего коллегиального органа управления СРО с процедурными нарушениями способов голосования, установленных законодательством — не тайным голосованием, избрание в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО лиц, не являющихся представителями членов СРО, одновременное совмещение одним лицом должности единоличного исполнительного органа управления и члена постоянно действующего коллегиального органа СРО);

— размещение средств компенсационного фонда СРО в нарушение законодательства в области саморегулирования (не на депозитах Российских кредитных организаций);

— документы СРО разработаны и утверждены с нарушениями законодательства в области саморегулирования (требования к выдаче свидетельств о допуске, правила саморегулирования и документы устанавливающие меры дисциплинарного воздействия утверждены не на общем собрании членов СРО, некоторые положения документов противоречат законодательству и Уставу самого СРО);

— дела на членов СРО, сформированные при приёме в членство ведутся не в полном объёме (в делах, где имеются заявления, отсутствует отметка о дате приема заявления, что не позволяет соблюдать сроки, предусмотренные на рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, в материалах дел отсутствуют платежные документы, подтверждающие оплату взносов в компенсационный фонд, отсутствуют полисы страхования гражданской ответственности, в делах отсутствуют копии документов на всех заявленных квалифицированных работников, подтверждающих, что они имеют трудовые отношения с данной организацией, отсутствуют документы контрольной комиссии о соответствии членов установленным Требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствуют Решения о принятии в члены, а также Решения о выдаче свидетельств о допуске к определенным видам работ);

— нарушаются порядок и сроки выдачи свидетельств о допуске членам СРО, установленные законодательством;

— не образован третейский суд для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

— саморегулируемой организацией не организован и не осуществляется анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

— не соблюдаются требования законодательства в области саморегулирования об обязательном уведомлении органа надзора за деятельностью саморегулируемых организаций о принятых решениях.

В 2012 году:

— в адрес саморегулируемых организаций было направлено более 1000 предписывающих писем об устранении нарушений законодательства в области саморегулирования, в том числе выявленных при размещении информации на сайте в сети Интернет о деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов;

— проводились регулярные проверки официальных сайтов саморегулируемых организаций в сети Интернет, в том числе на основании информации, предоставляемой Национальными объединениями саморегулируемых организаций.

 Предоставление Ростехнадзором государственной услуги по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

За 2012 год по заявлениям физических и юридических лиц выдано более 5000 выписок из государственного реестра саморегулируемых организаций.

В рамках осуществления Ростехнадзором функции государственного надзора и во исполнение части 5 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» и части 3 статьи 55.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации по заказу Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была выполнена разработка и принята актом от 28.08.2012 N 12-08/120 в фонд алгоритмов и программ Ростехнадзора «Информационная система ведения государственного реестра, обеспечения осуществления контроля (надзора) и мониторинга за деятельностью саморегулируемых организаций».

Также, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» разработаны форматы заявлений, уведомлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственной услуги ведения государственного реестра саморегулируемых организаций.

К информационной системе ведения государственного реестра, обеспечения осуществления контроля (надзора) и мониторинга за деятельностью саморегулируемых организаций на начало 2013 года подключились 3 саморегулируемые организации, более 40 саморегулируемых организаций — на стадии подключения к указанной системе.

 Проблемные вопросы в области саморегулирования

В результате выявления нарушений Ростехнадзором выдаются предписания об устранении выявленных нарушений. Протоколы об административном правонарушении могут быть составлены лишь по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания. Максимальная сумма административного штрафа за неисполнение предписания должностного лица органа надзора составляет 10000 руб., что не соответствует допускаемым нарушениям законодательства Российской Федерации.

При этом оснований для обращения в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций практически не имеется.

В действующем законодательстве не предусмотрено какой-либо ответственности за нарушения требований законодательства в области саморегулирования, в том числе ответственности за данные нарушения должностных лиц саморегулируемой организации, что в настоящее время позволяет нарушителям при проведении надзорных мероприятий избежать ответственности.

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации действенной системы санкций за нарушения в деятельности саморегулируемых организаций, является причиной низкой эффективности проверок, как документарных, так и выездных, а также в целом системы контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций.

Нет комментариев

    Оставить отзыв